«Есть много на земле и в небесах такого, что нашей философии не снилось». Например, сабспейс. О нём, по большому счёту, известно только то, что он есть. Причём известно лишь тем, кто его испытывал. Описаний субъективных ощущений — столько же, сколько и людей. Одни говорят об уходе в «иную реальность», галлюцинациях; другие — о частичной или полной амнезии; третьи — о расслабленной умиротворённости, ощущении полного покоя; кто-то отмечает обострение восприятия органов чувств (У меня плохое зрение. Был случай, когда, находясь в сабспейсе, естественно, без очков, я чётко видела черты и выражение лица Хозяина с расстояния, с которого объективно могла видеть только расплывшееся пятно. Хотя, конечно, возможно, свою роль сыграло воображение. — piggy {AZ}); в мазохистском сабспейсе, как правило, говорят об аналгезии, и так далее. Более того, чтобы более точно описать свои ощущения, «очевидцы» подбирают всё новые и новые слова: «слейвспейс», «мазоспейс». Похоже, что у одного и того же человека субъективное восприятие сабспейса с высокой вероятностью будет варьироваться в зависимости от способа воздействия, партнёра, ситуации и иных факторов.

Поэтому затруднения возникают уже на уровне определения. Кроме того, что сабспейс — это «особое психофизиологическое состояние кайфа нижнего от Тематических воздействий», — сказать особо нечего.

Для того, чтобы говорить о сабспейсе хотя бы более или менее уверенно, необходимы твёрдые данные. В идеале, конечно, данные биохимических, электроэнцефалографических и т.п. исследований. А для начала — хотя бы данные статистических корреляций (или их отсутствия) между типом личности, способом воздействия и «типами» сабспейса, основанными на описании субъективных переживаний (опять же, если это можно типизировать).

И только тогда можно будет подтвердить или опровергнуть имеющиеся на сей день гипотезы о сабспейсе, либо строить новые. Тем не менее, несколько идей попробовать «прокрутить» можно уже сейчас, при этом полностью отдавая себе отчёт в том, что делается это в порядке досужей спекуляции, и не более того.

Для тех, кому лень читать дальше, кратко излагаем содержание:

  1. Наука умеет много гитик.
  2. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — науке неизвестно.

Чёрная магия и её разоблачение

Транс

Есть основания рассматривать сабспейс как трансовое состояние. Следует отметить, что универсального определения «транса» в психологии нет. Этот термин употребляют:

  • либо как синоним понятия «гипноз»;
  • либо как обозначение тех или иных стадий, то есть, степеней глубины гипноза (в отечественной и зарубежной литературе используются разные системы классификации);
  • либо как собирательное наименование психофизиологических состояний, характеризующихся процессами избирательного торможения в коре и подкорковых структурах головного мозга при сохранении очага (очагов) возбуждения, в ряду которых выделяют гипноз (состояние, возникающее под воздействием внушения со стороны гипнотизёра) и медитацию (состояние, вызываемое человеком самостоятельно). Далее по тексту термин «транс» будет употребляться именно в этом смысле, чтобы не исключать из рассмотрения «аутогенные», то есть возникающие при отсутствии сколько-нибудь выраженного (или при отсутствии вообще) воздействия со стороны партнёра, сабспейсы.

Лёгкий транс — знакомое и привычное каждому человеку состояние. Так, в трансе находятся водитель на трассе, глубоко задумавшийся человек, рыбак с удочкой.

Внешними признаками транса считаются:

Для любых трансовых состояний:

  • Снижение мышечного тонуса, расслабление лицевых мышц.
  • Увеличение латентного периода (периода сознательного реагирования); попросту говоря, человек «тормозит», и чем глубже транс, тем дольше этот период задержки.
  • Замедление дыхания, пульса, снижение артериального давления.
  • Изменение сглатывания: на стадиях неглубокого транса оно становится более рельефным, заметным, а затем, наоборот, делается практически незаметным.
  • Изменение тона, тембра голоса, ритма речи. Голос становится тише, ниже (при возрастной регрессии голос, наоборот, может стать детским, писклявым, или начать подражать голосу человека, разговаривающего с этим ребёнком), речь делается медленной, невыразительной. Складывается ощущение, что человеку трудно говорить.
  • Фиксация взгляда и расширение зрачков.
  • Дрожание верхних век.

Для гипнотического транса:

  • Амнезия.
  • Гипермнезия (избыточное воспоминание) и/или ложная гипермнезия (выдумывание воспоминаний).
  • Анестезия и/или аналгезия. При этом на неглубоких стадиях погружения часто наблюдается, наоборот, общее повышение чувствительности либо повышение одних видов чувствительности и понижение других, например, усиление яркости, контрастности, цветности, увеличение звонкости, резкости, чёткости звуков, обострённое восприятие запахов, тактильных сигналов и др. В глубоком трансе эти явления парестезии и гиперстезии проходят. Возможно также добиться аналгезии при сохранении чувствительности к другим раздражителям, на этом феномене и основана практика проведения хирургических операций под гипнозом.
  • Сигналинг (непроизвольные мышечные подёргивания).
  • Каталепсия (застывание той или иной части тела, как правило, руки, в том положении, которое ей придали, в том числе и неудобном, в том числе и надолго).
  • Левитация (самопроизвольный подъём, как правило, рук).
  • Диссоциация (расщепление сознания, «раздвоение личности»). В частности, происходит диссоциация «спящего» сознания и бодрствующего подсознательного.
  • Возрастная регрессия, «возврат в детство». Это одна из типичных форм диссоциации, и от воспоминания регресс отличается ассоциированностью восприятия, то есть человек не припоминает, как он был ребёнком, а действительно чувствует себя этим ребёнком.
  • Искажение ощущения времени.
  • Иллюзии и галлюцинации, как правило, вызванные внушением. Они могут быть позитивными (человек воображает то, чего нет) и негативными (человек не замечает того, что есть).

Собственно, предположение о трансовой природе сабспейса связано с тем, что в субъективных описаниях в той или иной комбинации и в том или ином количестве фигурируют почти все (за исключением, пожалуй, левитации, и под вопросом диссоциация и возрастная регрессия) перечисленные признаки.

Для индукции транса используются прямое внушение и/или воздействие какого-либо монотонного (постоянного или ритмичного) раздражителя на фоне максимально возможного расслабления. Таким раздражителем может быть фиксация взгляда на чём-либо, удары метронома, вспышки света, концентрация на дыхании, на каком-либо представляемом образе. Как побороть искушение продолжить этот ряд примеров ритмичными ударами плети или сосредоточением внимания на верёвке, виток за витком обнимающей тело?

В эриксоновском гипнозе и НЛП широко используются техники, построенные на применении «якорей», то есть, индивидуальных образов, воспоминаний, слов, ассоциаций и т.п., ассоциирующихся у человека с той или иной жизненной ситуацией, действием, переживаниями и т.п. Иными словами, якорь — это персональный символ. Известный феномен всё более и более лёгкого вхождения в транс с каждым последующим сеансом, а порой и вхождения в транс вообще без применения прямых методов индукции можно, в том числе, объяснить именно воздействием якорей.

Раппорт

Отличительной чертой гипнотического транса является раппорт. Человек, находящийся под гипнозом, может не видеть, не слышать, не чувствовать, не осознавать окружающего мира, но он всегда сохраняет связь с гипнотизёром, причём воспринимает его некритически. И здесь параллель между гипнотическим трансом и сабспейсом, в описаниях которого обычно говорят о том, что контакт нижнего с Верхним не только сохраняется, но многократно укрепляется, просится сама. Удовлетворительных объяснений феномену раппорта явно не хватает. Вопрос о природе раппорта вызвал недоумение у психологов, с которыми мы консультировались при составлении этого материала. Для них это само собой разумеется. Авторы будут признательны за ссылки на источники, дающие иные, кроме классической психоаналитической и «резонансной», трактовки природы раппорта.

Фрейд рассматривал (в работе «Психология масс и анализ человеческого Я») весь феномен гипнотического транса как психологический регресс, возврат в детство, поскольку в трансе сознание замирает, как бы засыпает, бессознательное же, наоборот, проявляется; при этом для Фрейда понятия «бессознательное» и «детское» были в некотором роде синонимичными. Гипнотизёр выступает в роли метафизического отца, Сверх-Я. Поэтому отношения между загипнотизированным и гипнотизёром, по мнению Фрейда, имеют сексуальную основу мазохистского (т.е., во фрейдовской трактовке этого понятия, подчинённого) типа, причём возможность удовлетворения исключена, что только укрепляет связь, отсюда и раппорт. Гипнотизёр, в свою очередь, берёт на себя эту роль Родителя, потому Фрейд говорил о гипнозе как о «безумии вдвоём», о «массе из двух тел».

Представление о регрессной природе транса получило новую жизнь с возникновением так называемой трансперсональной психологии и, особенно, с опытами С.Грофа в области холотропного дыхания. Эта психотехника основана на сочетании нескольких факторов: неяркого света, медитации в шавасане, расслабления, воздействия специально подобранной ритмичной музыки и, главное, собственно дыхания, осуществляемого в учащённом ритме и особым способом: интенсивный, мощный вдох — пауза — резкий выдох. Таким образом обеспечивается гипервентиляция лёгких. Холонавты довольно быстро теряют всякую связь с реальностью (вплоть до расслабления сфинктеров) и, по их словам, погружаются в перинатальное состояние и как бы проходят стадии от покоя и уюта эмбриона во чреве матери до травмы родов и шока появления на свет. Эти стадии, соответствующие клиническим этапам прохождения родов, в трансперсональной психологии получили название базовых перинатальных матриц. Школы холотропного дыхания снискали себе дурную славу. Считается, что оно вызывает аддикцию, по своей природе схожую с джоггинг-аддикцией.

Другое объяснение раппорта сводится к тому, что раздражитель, индуцировавший транс, действует не только на загипнотизированного, но и на гипнотизёра. То есть, последний также находится в трансе, просто значительно менее глубоком поскольку «не позволяет себе расслабиться».

Добро пожаловать в моё зазеркалье!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *